Отличие персонажей от архетипов

Отличие персонажей от архетипов

Архетипы и персонажи, используемые для работы с UX, основаны на схожих идеях и типах данных и отличаются в основном представлением. Персонажи представлены как один человеческий персонаж, тогда как архетипы не привязаны к конкретным именам или лицам.

Персонажи и архетипы сообщают об одном и том же

Персонажи и архетипы в UX — это два немного разных способа визуализации одних и тех же идей. Оба обобщают данные исследования пользователей: они представляют кластеры аудитории, фиксируя основные области совпадения в поведении, их отношении, мотивации, болевых точках и целях.

Находя эти кластеры, мы получаем небольшой набор композитов, которые демонстрируют ключевые характеристики и существенные различия между несколькими типами пользователей. В этом отношении персонажи и архетипы идентичны.

Разница между ними заключается в том, представлен ли каждый из этих типов пользователей как конкретный человеческий персонаж. С персонами мы придумываем (правдоподобное) имя, биографию, фотографию и другие личные характеристики, тогда как с архетипами мы опускаем эти детали и ссылаемся на тип пользователя просто с помощью абстрактного ярлыка, который представляет определяющие поведенческие или установочные характеристики этого пользователя.

Например, представьте себе сайт, который продает бытовую технику. Среди целевых пользователей этого сайта один распространенный тип пользователей занимается исчерпывающим сравнением покупок и особенно интересуется общей надежностью и гарантиями марок и моделей бытовой техники перед покупкой.

Он может быть представлен как оптимизатор надежности, архетип без имени, фотографии или биографии. Или, в качестве альтернативы, мы могли бы также представить его как исследователя надежности Ольгу, персону с такими деталями, как имя, фотография, цитата или краткие биографические факты, используемые для конкретизации.

Мы также можем включить некоторую информацию, объясняющую ее мотивы в доступной форме — например, краткий рассказ о том, как в прошлом она была очень разочарована бытовыми приборами, которые ломались сразу после истечения гарантии. В данном случае «Ольга» — персонифицированная версия архетипа исследователя надежности.

И архетип, и персона представляют один и тот же тип пользователя и содержат одни и те же основные идеи о потребностях, поведении, целях, болевых точках и даже мотивации этого типа пользователей. Оба могут служить для сравнения различных приоритетов и мотивов пользователей. Но архетипы абстрактны, а персонажи носят человеческое лицо.